Памятки по профилактике аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних
Существует три основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:
Своевременная диагностика и соответствующее ЛЕЧЕНИЕ суицидента.
Активная ЭМОЦИОHАЛЬHАЯ ПОДДЕРЖКА человека, находящегося в состоянии депрессии.
ПООЩРЕHИЕ его ПОЛОЖИТЕЛЬHЫХ УСТРЕМЛЕHИЙ, чтобы облегчить ситуацию.
Индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом.
В беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию. Активный слушатель – это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным. Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя. Активный слушатель поможет тому, чтобы высказывания его собеседника о желании умереть наверняка были услышаны.
Рекомендации по проведению профилактической беседы.
- Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе.
- Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол.
- Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей.
- Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
- Говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства.
- Произносить только позитивно-конструктивные фразы.
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, одноклассников и т.п….»
СПРОСИТЕ: «Что происходит У НАС, из-за чего ты себя так чувствуешь?…»
НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…»
СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!…».
СКАЖИТЕ: «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!…».
СКАЖИТЕ: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…».
СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?…».
СКАЖИТЕ: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится — значит ты недостаточно постарался!»
Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:
- Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).
- При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).
- Желательно спланировать встречу не в учебное время.
- В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
- Если в ходе беседы несовершеннолетний активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно в сопровождении законных представителей направить к врачу психотерапевту, психиатру в ближайшее лечебное учреждение.
Роль средств массовой информации и сети Интернет в развитии суицидального поведения.
Воздействие информации о суицидах в литературе и средствах массовой информации на совершение самоубийства издавна была предметом анализа сиуцидологов. Повышение риска совершения суицида после публикаций в СМИ характерно для подростков, в особенности для девочек.
По данным американских психологов, занятие видеоиграми или погружение в Интернет больше, чем 5 часов в день, связано с риском депрессии и появления суицидальных мыслей. Особое значение имеет поиск в сети Интернет подростками с суицидальными мыслями информации на темы, связанные с суицидом. Подобные поиски стимулируют суицидальное поведение с высокой вероятностью завершенных суицидов. Непосредственное общение или контакт в социальных сетях со сверстниками, склонными к суицидальному поведению, также оказывает провоцирующее влияние на суицидальные тенденции подростков.
При формировании зависимости от персонального компьютера, Интернета и мобильных устройств (неудержимое влечение; субъективное ощущение невозможности обходиться без сети; бесцельное блуждание по сети; Интернет и др. – преобладающая форма общения), в дальнейшем, лишение несовершеннолетнего сетевой активности, у него возникают дисфорические состояния, сопровождающиеся резким изменением настроения, агрессией, аутоагрессией, с реальными суицидальными попытками.
ЗАПОМHИТЕ !!! Подростки совершают суицид преимущественно в случаях, когда не видят решения своих проблем, если попытки справиться с проблемами завершились неудачно и при резком обострении чувства безнадежности. Формирование психологической устойчивости — важное направление психопрофилактики самоубийств.
ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ:
Гармоничные детско-родительские взаимоотношения — это:
- Наличие эмоциональной атмосферы в семье (преимущественно положительные эмоции);
- Эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку – «Люблю ребенка не за что-то, а потому, что он мой ребенок»);
- Эмоциональная близость детей и родителей (оказание эмоциональной поддержки, через слова: «У тебя все получится», удовлетворение ребенка в эмоциональном контакте (мама обнимает, целует, гладит ребенка).
Для того чтобы осуществить процесс гармонизации детско-родительских отношений, осуществляются следующие формы работы с семьей:
- Совместные занятия физическими упражнениями взрослых и детей.
- Эффективные приемы сказкотерапии -лечение сказками (совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими)
- Чтение книг, просмотр фильмов.
- Совместные походы
- Принимать активное участие в школьных мероприятиях, очень эффективна «Неделя психологии»
Темы для совместных занятий для родителей и детей:
- Гармонизация родительско-детских отношений на основе установления тёплых эмоциональных взаимоотношений в союзе «мать – дитя», эмпатии и взаимопринятия, базисного доверия.
- Развитие системы самооценки и самосознания ребёнка.
- Повышение уверенности в себе.
- Развитие способности к умению встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
- Стимулирование у детей новых форм переживаний
- Развитие групповой сплочённости, чувства взаимопомощи и поддержки.
Эффективность занятий
- Повышение стрессоустойчивости (формирование механизмов психологической защиты);
- Снижение уровня тревожности и количества страхов;
- Качественное изменение стиля взаимодействия с ребенком в сторону большего понимания, безусловного принятия, эмпатии, эмоциональной поддержки.
Социально-педагогическая профилактика суицидальных явлений в образовательной среде (скачать)
Глобальный имперетив (скачать)